Автоматизированный контроль техники безопасности в строительстве

22 июля 2021

Когда идет стройка, нарушение техники безопасности может привести к тому, что государственные органы придут с проверкой и наложат санкции – в зависимости от тяжести нарушения. Вплоть до остановки проекта, что весьма критично, т.к. сильно влияет на его рентабельность. Ведь сумма штрафов рискует существенно уменьшить прибыль, которую изначально планировали. Поэтому представители строительной отрасли должны учитывать важность автоматизированного контроля техники безопасности, напрямую влияющего на систему управления проектами. Генеральный менеджер проектов ГК ИНТАЛЕВ Елена Полякова рассказывает про безопасность в строительстве и сложности контроля, преимущества и особенности автоматизированного контроля, этапы автоматизации и перспективы законодательных новелл в данной сфере.

Безопасность в строительстве

Строительство относится к отраслям экономики, обладающим самым высоким уровнем риска для работников. Каждый год строительство входит в топ лидеров риска по таким показателям, как количество несчастных случаев на производстве (травмы, иногда даже смертельные случаи). Поэтому государство активно мониторит данную сферу – рискованную для работников.

При этом, безопасность не всегда стоит на первом месте в процессе управления строительным проектом. Во многих компаниях к этому вопросу подходят формально. И зря. С хорошей организацией охраны труда можно достичь высококачественного производственного результата. А если техника безопасности плохо отлажена, это чревато обилием проблем.

Охрана труда – объемное направление, включающее в себя следующие аспекты:

  • трудовое законодательство;
  •  техника безопасности;
  • санитарно-гигиенические мероприятия;
  • противопожарная безопасность;
  • надзор и контроль за выполнением правил охране труда и т.д.

Закон гарантирует работникам строительной отрасли безопасность труда и защиту их трудовых прав. Поэтому строительные организации должны разрабатывать и соблюдать все меры, которые обеспечивают достаточный уровень защиты работников с учетом рисков, характерных для этой сферы. В большинстве случаев работодатель сам финансирует такие мероприятия. 

Прежде чем допустить сотрудника к работе на строительной площадке, он должен пройти подготовку по охране труда. Речь о вводном (общем) инструктаже по технике безопасности и инструктаже по технике безопасности на своем рабочем месте. В течение первых трех месяцев человек должен пройти обучение по утвержденной программе. Знания персонала проверяют на строительных объектах в сроки, установленные нормативными актами для конкретного вида предприятия строительной отрасли. В ходе дальнейшей работы в организации сотрудники должны систематически проходить повторную подготовку, чтобы актуализировать свои знания в сфере охраны труда.

Работодатель не только создает все необходимые условия охраны труда на строительной площадке, а и контролирует их соблюдение, несет ответственность за их выполнение. Внутри каждой строительной организации должен быть специальный человек, который заведует процессом охраны труда. Чаще всего его называют «инспектор по охране труда». Он ведет специальный журнал по форме ГОСТ. В данном журнале инспектор фиксирует, когда и какие он провел инструктажи, все свои замечания и предложения. Журнал хранится на участке у руководителя работ, который обязан, в свою очередь, вовремя устранять нарушения норм и правил охраны труда. 

Также работодатель должен выполнять нормативы по пожарной безопасности на производственном объекте. Все-таки там работают люди, техника. Если данные требования не выполняются, это нарушения, которые приводят к санкциям: штрафы, временный запрет на определенную деятельность, даже уголовная ответственность (если сотрудник погиб или его здоровью причинен тяжкий вред).

Сложности контроля техники безопасности на строительных объектах

Формальный подход

Часто бывают ситуации, когда инспектор по охране труда строительной организации не имеет влияния на руководителя в вопросах, связанных с техникой безопасности на строительных объектах. Даже если он профессионал и ответственно подходит к делу. Такое часто встречается в маленьких компаниях, где руководитель держит специалиста по охране труда лишь для того, чтобы он «разбирался» с несчастными случаями уже по факту, либо выполнял свои функции, когда приходит проверка. Это большая ошибка! Соблюдением техники безопасности надо постоянно заниматься, ибо она напрямую влияет на затраты по проекту.

Частый пример – проверка обеспечения работников строительной площадки средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ). Допустим, внеплановая проверка показала, что сразу несколько сотрудников находятся на объекте без СИЗ. Их допустили к работам. Несчастного случая не произошло, но в ходе проверки и анализа нарушений организацию привлекают к административной ответственности за сам факт нарушения. Штраф за одного только сотрудника, необеспеченного СИЗ, составил 130 тысяч рублей. А если работает целая бригада, умножайте на количество людей, и общая сумма штрафа получится колоссальная. Если бы организация обеспечила своих работников СИЗ на сумму порядка 50-100 тысяч рублей, то он бы избежал штрафа и сохранил несколько сотен тысяч рублей.

Множество подрядчиков

На одном строительном объекте могут работать не только свои сотрудники, а и представители многочисленных подрядных организаций, которые основной исполнитель нанимает под разные виды работ. Каждый подрядчик по-своему придерживается (или не придерживается) требований безопасности. Везде разные руководители и коллектив. Поэтому очень трудно вести единый контроль техники безопасности за всеми подрядчиками. 

Заказчик несет ответственность в области охраны труда в том числе за работу подрядных организаций на своей территории. Поэтому он должен создать для них безопасные условия работы (аналогичные как у своих сотрудников) и провести ряд важных мероприятий. Прежде всего, это вводный инструктаж для сотрудников подрядной организации: озвучить все риски, присутствующие на территории площадки, где будут выполняться работы, ознакомить людей с путями безопасного передвижения. Далее, инструктажи на рабочем месте для каждого сотрудника подрядных организаций.

Подрядчик дублирует все эти инструкции, но уже как непосредственный работодатель, а не принимающая сторона. Он же должен обеспечить регулярный контроль за соблюдением своими работниками требований охраны труда на данном строительном объекте. Данная схема существенно снижает риск получения травм на объекте.

Чтобы избежать путаницы, стоит завести отдельный журнал для подрядных организаций, и фиксировать проведение инструктажей. Каждый сотрудник будет расписываться после получения информации. Также можно вести журнал, где инспектор по охране труда отмечает все замечания, которые надо устранить, и вносит данные об инструктаже.

Изначально, выбирая подрядчика в свой строительный проект, организация должна тщательно проанализировать: как контрагент выполняет требования охраны труда, промышленной и пожарной безопасности? 

У потенциально подрядчика можно запросить:

  • документацию по организации охраны труда и безопасности проведения работ;
  • необходимые допуски, разрешения и лицензии;
  • документы об уровне квалификации персонала, привлекаемого к выполнению работ (в соответствии с требованиями по данному виду работ). Если, конечно, сотрудники проходили профильное обучение.

Большое значение играет договор на выполнение работ, заключаемый с подрядчиком. Чтобы заранее устранить выше обозначенные сложности, надо грамотно прописать в договоре обязанности подрядчика по охране труда и соблюдению требований промышленной безопасности на строительном объекте. Это важно, чтобы заранее разграничить ответственность за безопасность строительных работ между заказчиком и подрядчиком, за возможные негативные ситуации.

И конечно же, строительная организация должна регулярно контролировать, чтобы все подрядные организации соблюдали технику безопасности на строительной площадке.

Преимущества и особенности автоматизированного контроля техники безопасности в строительстве

Система «Инталев: Корпоративный Менеджмент» – это программный продукт-конструктор, в котором строительные компании настраивают автоматизированный контроль техники безопасности. 

Цель – автоматизировать рутинную деятельность инспектора по охране труда. Это, во-первых, помогает управлять проектом. Ведь инспектор собирает в единой базе всех руководителей и подрядчиков проектов, фиксирует, что, когда и в какие сроки надо проверить. Точек контроля у инспектора довольно много, и программа как раз напоминает важные задачи. То есть, это удобное информационное пространство.

Во-вторых, контроль часто приводит к отрицательному заключению. Программа помогает фиксировать все нарушения, назначить сроки их устранения и ответственного, отслеживать отклик на каждое новое предписание и т.п. Руководители могут в любой момент оценить общую ситуацию, какие подрядчики устраняют нарушения, вовремя ли, или вообще игнорируют предписания. Это позволяет владеть актуальной информацией по проекту в части охраны техники безопасности. 

В-третьих, автоматизированная система помогает принять решение на перспективу. Обычно строительная компания выполняет много проектов – заканчивает один и сразу начинает следующий. Идет непрерывный цикл. Если подрядчик хорошо себя зарекомендовал, его, как правило, приглашают в следующий проект данной компании. Выбирая подрядчиков для нового проекта, как раз удобно проверить его работу по прошлым проектам, отследить все пункты. Если подрядчик вовремя выполнял все предписания по технике безопасности, значит, он стабилен в части охраны труда. Это снижает риск проблем в следующих проектах.

Особенности автоматизированного контроля: 

  1. Благодаря программе, создается автоматизированный процесс контроля техники безопасности по определенным точкам (событиям). Процессы контроля будут запускаться с определенной периодичностью. В каждой точке свой проверочный чек-лист, и его надо проверять на каждом этапе. 

Выделяем «красную» и «желтую» зоны соблюдения требований охраны труда на строительных объектах. «Желтая зона» – для нарушений, которые нужно устранить (по приоритетности). Заказчик устанавливает срок устранения нарушений и контролирует исполнение своих требований. «Красная зона» – критичная. Если здесь выявлены нарушения, необходимо остановить работы на объекте до полного устранения грубых нарушений. Ведь они могут привести к тяжёлым последствиям. 

  1. Если подрядчик нарушает сроки и (или) вообще не устраняет нарушения, можно применять договорные санкции (штрафы и т.п.). Программа видит все данные по нарушениям и передает информацию в юридический отдел. Там уже составляют претензию, документ вступает в силу.
  1. При заключении новых договоров с подрядчиками, которые раньше работали с заказчиком, можно оценить не только ценовые условия, но и то, как выполнялись требования техники безопасности, сколько было нарушений, устранялись ли они в срок. 

Шаги автоматизации

Сценарий таков:

  1. настроить процесс контроля техники безопасности;
  2. разработать классификатор точек контроля;
  3. создать чек-листы для каждой точки контроля;
  4. связать процесс контроля техники безопасности с другими процессами компании (договорная деятельность, претензионная работа юристов при нарушении сроков процедур, выставление штрафов подрядчикам согласно договору).

В ближайшие несколько лет строительную отрасль ждет много изменений. Буквально в июне текущего года Госдума одобрила поправки в раздел Трудового кодекса РФ «Охрана труда». Они вступят в силу 1 марта 2022 года. Согласно обновленной редакции, техника безопасности будет еще более ужесточена. 

Законодатели отдают приоритет профилактике и обеспечению безопасности на рабочем месте. Для этого расширяются обязанности работодателя в части профилактических мер: выявить опасности и профессиональные риски на рабочем месте, проанализировать и оценить условия труда, учесть микротравмы и расследовать причины их появления.

У работодателей появятся права: 

  • вести электронный документооборот в области охраны труда;
  • использовать в целях контроля за безопасностью работ оборудование для дистанционной видео-, аудио- или иной фиксации;
  • предоставить дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ и к базам электронных документов в области охраны труда представителям федеральных органов власти, которые уполномочены на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Общая задача поправок – перейти к риск-ориентированному менеджменту в сфере охраны. Данный подход предполагает максимально персонализировать политику в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски, возникающие на конкретном рабочем месте, и обеспечивать соответствующие условия для охраны труда. В целом, изменения призваны стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда для сотрудников. Процесс станет более автоматизированным с точки зрения законодательства.

Автор
Елена Полякова
Мы сделали продукт, который поможет вам управлять финансами
Система управления финансами
Наше ПО управления занимает лидирующую позицию среди отечественных продуктов Business Performance Management.