Методы оценки стоимости компаний

18 февраля 2022

Если ориентироваться на фактор времени, то в качестве наиболее распространенных подходов к оценке стоимости компании можно выделить следующие группы методов.

  1. Затратный метод—оценкастоимостикомпаниипона- копленным вложениям в предприятие.
  2. Сравнительный метод — оценка стоимости компании через сопоставление со стоимостью аналогичных предприятий, находящихся в схожих экономических условиях.
  3. Доходный метод — оценка стоимости компании с по- мощью определения доходов либо денежных поступлений, которые получит предприятие в будущем.

При сравнении данных методов можно привести та кую аналогию: затратный подход оценивает предприятие с точки зрения прошлого, сравнительный — настоящего момента, а доходный — будущих перспектив (см.рис.).

Сравнение различных подходов к оценке стоимости предприятия

То есть фактор времени с менталитетом образует следующие сочетания.

  1. Владелец когда-то вложил в бизнес средства и оценивает его при продаже как минимум в эту сумму. И ему непонятно, почему с его доводами не хотят соглашаться: ведь затраты он понес реальные, как же продавать по цене, которая ниже них? Это несправедливо!
  2. Владелец независимо от того, сколько было вложено средств, понимает, что текущая рыночная ситуация такова и ее надо принять, если нужно продать сейчас. И действует по аналогии — вот ту компанию продали за столько-то, моя практически такая же, и устанавливает аналогичную цену.
  3. Владелец продает по цене будущих доходов, и никого не интересует, сколько до этого в предприятие было вложено. Ведь отдача на инвестиции случится в будущем, именно ради этого и покупают компанию. А какой смысл покупать прошлые затраты? 
  4. А второй важный вопрос: ответьте самому себе, насколько глубоко вы собираетесь влезать в управление объектом инвестиций? Ведь то, чем интересно заниматься собственнику в бизнесе, определяется его менталитетом .

Типы ментальных моделей в управлении бизнесом

И в зависимости от этого, согласно классификации консалтинговой фирмы «Мак-Кинси», выделяют четыре ментальных типа: Финансист, Стратегический архитектор, Стратегический контролер и Оператор.

Финансист — человек, которого не интересует содержательная сторона конкретного бизнеса . Он оптимизирует отдачу от бизнес-портфеля за счет приобретения недооцененных бизнесов и их продажи при дальнейшем росте и/или приобретения бизнесов с высокой отдачей для владения ими и их продажи по мере снижения отдачи и приобретения взамен новых бизнесов.

Стратегический архитектор — человек, который, будучи классным знатоком некой компетенции, например про-изводства двигателей, потом переносит эту компетенцию в другие бизнесы, тем самым создавая новую архитектуру бизнес-портфеля. Но сам управлением этими бизнесами не занимается — нанимает профессиональных управленцев. Рост отдачи происходит за счет увеличения количества бизнесов и за счет того, что они занимают лидерскую позицию по перенесению ключевой компетенции из одного бизнеса в другие. 

Стратегический контролер — это человек, который развивает бизнесы, связанные между собой, в единый холдинг как вертикально, так и горизонтально. Рост отдачи происходит за счет координации и контроля над тем, насколько каждый из бизнесов следует общей стратегии.

Оператор — это человек, который занимается бизнесом, как любитель-автомобилист своей машиной. Ему важно находиться в самой гуще событий — принимать решения и контролировать деятельность всех и каждого, разбираться в деталях до последнего винтика. Обычно в силу такой загруженности собственника бизнес у него один, но становится большим за счет следующих факторов:

  • детализированного управления работой подразделений;
  • централизованного расходования ресурсов;
  • организации контроля показателей деятельности на
    всех уровнях;
  • координации взаимодействий подразделений.

Это и является фактором роста отдачи такого бизнеса. Но сколько нужно труда! И сколько это отнимает времени! Но это не волнует Оператора — ему это как раз в удовольствие, ведь это его пристрастие!

Как видно из описанного, Финансист и Оператор — это два полюса, они абсолютно антагонистичны друг другу. Оператор никогда не будет Финансистом, ведь ему инте- ресно добраться до всех мельчайших деталей. А там это не требуется. И ему будет неинтересно. А Финансист никогда не захочет копаться во всех этих нюансах бизнеса. Архитектор и Контролер — между ними. 

Типы ментальных моделей в управлении бизнесом

И поскольку бизнесов становится много или (как в случае с Оператором) он становится очень большим, грамотные собственники создают управляющие компании, которым делегируют полномочия управлять своим бизнес-портфелем. При этом основная цель — рост стоимости, то есть повышение отдачи на вложенные в бизнес инвестиции.

В соответствии с менталитетом собственников и типы управляющих компаний называют аналогично. Могут быть и некие сочетания из приведенных вариантов, но это в силу особенности менталитета конкретного собственника.

Пример удачного сочетания менталитета и стратегии в бизнесе — деятельность Олега Тинькова. Он развивал каждый вид бизнеса до определенного уровня, а потом продавал его и вкладывал деньги в развитие следующего.

Инвестирует и варится в этом бизнесе в качестве Оператора, ибо ему интересно погружаться в процесс на все сто, что позволяет создать и развить успешный бизнес. Но затем хочется чего-то новенького, бизнес продается и начинается новый, более масштабный проект. А стоимость растет! Тиньков четко понимает свою натуру и использует свои преимущества.

Автор
на основе книги "Бизнес в шоколаде 2.0"
Мы сделали продукт, который поможет вам управлять финансами
Система управления финансами
Наше ПО управления занимает лидирующую позицию среди отечественных продуктов Business Performance Management.