Показатели эффективности предприятия: ROI, EVA, WACC

21 октября 2021

Мы уже говорили о рентабельности, но имели тогда в виду простейшую ее разновидность — рентабельность реализации определенных товаров. Вряд ли собственника бизнеса интересует только она. Логично предположить, что его волнует рентабельность бизнеса в целом, со всем объемом реализации товаров или услуг, прибылью и структурой активов .

Ну действительно, что вам толку от рентабельности по товарам в 200%, если всю их маржу съедают доставшиеся в наследство, например с советских времен, непрофильные и при этом неприбыльные активы? Или если ваши кладовщики допускают огромную пересортицу и затоваренность? Или финансовый директор, боясь делать краткосрочные инвестиции, накапливает на счетах огромные остатки, которые могли бы также немного поработать на вас? Для такой комплексной оценки еще в начале XX в. специалистами американской корпорации Du Pont был предложен показатель «отдача на инвестиции» (англ. returnon investments, или ROI). Имеется в виду буквально — отдача на вложенные собственником в бизнес инвестиции.

Что такое ROI (РОИ)?

Показатель ROI, отражая сложные вещи, сам имеет совсем простую логику.

  1. Признаем тот факт, что инвестиции, сделанные собственником, превращаются в активы бизнеса, имеющие определенную стоимость и приносящие некоторую выручку (и, надеемся, прибыль) .
  2. Так как бизнес приносит определенную выручку и связанную с ней прибыль за период, то индикатор эффективности продаж бизнеса — это его рентабельность по выручке за этот период: прибыль надо разделить на выручку.
  3. С другой тороны, выручка была получена с использованием активов. Следовательно, полезно понять, какова оборачиваемость активов данного бизнеса: разделим выручку на среднюю за период стоимость активов.

Формула ROI

И вот уже производные рентабельности и оборачиваемости дадут нам интегральную оценку — отдачу на инвестиции собственника с учетом как эффективности продаж, так и интенсивности оборота активов.

Вот мы, наконец, и связали два важнейших экономических показателя в один, иллюстрирующий эффективность бизнеса в целом, а не отдельных его частей.

ROI (как и любая другая рентабельность) считается в процентах. Допустим, получив 18% ROI, можете быть уверены, что каждый рубль, вложенный в бизнес, дает за год 18 коп. прибыли. Мало? Вам решать. Если мало, то инструменты повышения очевидны — выпрямлять бизнес-процессы, то есть повышать рентабельность и оборачиваемость.

Главное при покупке костюмчика, чтобы сидел, а при инвестировании — ROI.

Когда у вас есть альтернатива для инвестиций в бизнесы, то выбирать надо не самый любимый или с максимальной наценкой, а с максимальной отдачей на вкладываемые инвестиции (ROI). Если у бизнесов совсем разные риски, то можете взвесить их ROI с учетом вероятностей получения прибыли.

Обратите внимание, как гибко раскладывается каждый из множителей ROI на свои составляющие. В этом еще одна фишка этого показателя: каждый из входящих в него факторов может быть разложен еще дальше: выручка — по товарам с их себестоимостью и конкретными статьями затрат, активы — на отдельные статьи баланса и т. д.

Возникает настоящее дерево ROI (рис . 2) со множеством стволов и ветвей, на каждой из которых есть что оптимизировать для максимизации общей отдачи от бизнеса.

Рисунок 2. Дерево ROI.

Если же вы обладаете современным программным средством для сбора финансовых данных и их анализа, то можете препарировать это дерево вдоль и поперек (факторов-то много, и без автоматизации учесть влияние каждого из них — сложно).

Что такое EVA (экономическая добавленная стоимость) и WACC (средневзвешенная цена капитала бизнеса)?

Следующий показатель эффективности бизнеса называется EVA.

EVA — от англ. еconomic value аdded, то есть «экономическая добавленная стоимость». Предупредим сразу, что глубокий смысл этого индикатора не понимают даже большинство профессиональных экономистов, не то что предприниматели-практики. Взвалим на себя задачу объяснить, ибо некоторый смысл в этом все же есть. Вот мы в предыдущем блоке рассказывали про ROI и его значение для понимания эффективности бизнеса. И вряд ли найдется практик, который не задаст сразу же вопрос: «Ну и какое значение ROI для меня лучше?»

Предлагается сравнить ROI со средневзвешенной ценой капитала бизнеса (WACC, weighted average cost of capital) . Еще один термин, ничего уж не поделаешь.

Коротко и просто о WACC

Вкратце о WACC. У любой компании есть источники ее средств, по-бухгалтерски — пассивы. По идее, каждый из них имеет свою цену (иногда, правда, почти нулевую, особенно в России). Например, у вас есть:

  • 1) банковский кредит — 100 руб. за 12% в год;
  • 2) кредиторка перед поставщиками и персоналом — бесплатно, по нашей отечественной традиции, — в среднем 50 руб. в год;
  • 3) собственный капитал, на который есть желание получать не меньше 20% дивидендов, — 100 руб.
    WACC при таком раскладе составит:
    (100 × 12% + 50 × 0% + 100 × 20%) / (100 + 50 + 100) = 12,8%

Это значит, что хороший предприниматель не позволит себе ROI меньше 12,8%.

По-научному EVA (экономическая добавленная стоимость) при ROI более высоком, чем WACC, положительна, а следовательно — стоимость компании растет.

Приятно звучит, да? Пусть у нас неразвитый фондовый рынок и такой прямой эффект сложно будет наблюдать, но ориентир для установки планового показателя рентабельности бизнеса есть. Действительно, ну не зарабатывать же меньше, чем стоят источники имеющихся средств? Не берете же вы кредит в банке на операции, чья доходность меньше стоимости кредита для них? Тут та же аналогия, только в масштабах всего бизнеса.

Никто еще не запутался в перечне предложенных показателей? Начинали с прибыли, потом, помнится, еще были доходы, а вот теперь EVA какая-то...

Резюмируем: источник постоянной прибыли — прямые (выпрямленные) бизнес-процессы, сфокусированные на конкурентных преимуществах конкретной компании. Для этого надо научиться управлять доходами и затратами, иметь рентабельность и оборачиваемость не ниже заданной, желательно — выше стоимости привлеченных средств.

И тогда возможно счастье! Не хотите счастья?! Слишком сложно? Хотите чего попроще? У нас проще нет, как, впрочем, и во всем мире. Так что если не хотите усложнять себе жизнь, просто подождите.

Чего ждать? Когда придут конкуренты, умеющие этим хозяйством управлять. Тогда совсем будет просто. И будет играть музыка! Но вы ее не услышите, как сказал великий комбинатор. Что удачно — вам не придется платить за этот концерт! Так что сэкономите напоследок, это особенно приятно!

Видите, как тесно связано управление финансами, о котором мы так много говорим в этой книге, с эффективностью всего бизнеса, а значит, с перспективой его роста?

Кстати, у вашей компании есть корпоративный тренер по ее росту? «ИНТАЛЕВ» всегда готов прийти к вам на помощь.

Автор
на основе книги "Бизнес в шоколаде 2.0"
Мы сделали продукт, который поможет вам управлять финансами
Система управления финансами
Наше ПО управления занимает лидирующую позицию среди отечественных продуктов Business Performance Management.