Правильно анализировать бюджет и своевременно найти отклонения в работе от плана поможет полная бюджетная система, в которую включены оба этих показателя. Контролировать бюджет можно каждую неделю, месяц или квартал — как того требует конкретный случай.
Чтобы действия были эффективными, нужно установить специальные методы контроля и увериться, что сотрудники предприятия компетентны: умеют анализировать доходы и вовремя контролировать затраты. Это поможет корректно заполнять бюджетную документацию.
Бюджетный контроль: что это и зачем нужен
Бюджетный контроль — это процедура, при которой фактические результаты сравниваются с запланированными в бюджете, отклонения анализируются, на основе результатов анализа в смету доходов и расходов следующих периодов вносятся корректировки.
В идеале согласованный бюджет сулит запланированный доход и фиксированные затраты. Однако цель не совсем реальна из-за нестабильности внутренних и внешних факторов. Они так или иначе отражаются на бюджете предприятия: в позитивную или негативную стороны.
По этой причине бюджеты регулярно пересматриваются на заседаниях бюджетного комитета. Несмотря ни на что, нужно из всех сил стараться соблюдать бюджет: в противном случае и составлять его нет резона.
Как контролировать соблюдение бюджета: методы
Чтобы упростить задачу по соблюдению бюджета, нужно установить методы контроля:
- легко осуществимые;
- регулярные;
- те, что проводятся на нижнем уровне управления.
Легко применимые методы
Название говорит само за себя. Следить за важнейшими показателями, как доходы, расходы, прибыль, активы, пассивы должно быть легко и просто. Информация по ним должна всегда быть в легком доступе, чтобы немедленно обратиться к ней при первой нужде.
Регулярность
Всю управленческую отчетность следует формировать и показывать контролирующим лицам строго в установленный срок.
Контроль на нижнем уровне
Контроль будет по-настоящему эффективным, только, если начинается на самом нижнем уровне управления: ведь именно там получаются доходы и несутся затраты.
Анализировать исполнение бюджета в первую очередь важно для получения показателей, что четко проиллюстрируют текущее финансовое состояние компании.
Для этих целей существуют 6 методов:
- горизонтальный;
- вертикальный;
- сравнительный;
- факторный;
- маржинальный;
- метод финансовых коэффициентов.
Горизонтальный (или временной) анализ сравнивает показатели отчетности с подобными величинами предыдущих периодов. В этом случае статьи отчетности просто сопоставляются по принципу «план-факт». Изучаются причины резких изменений, обращается внимание на отклонения показателей одних статей в сравнении с колебаниями других.
Вертикальный (или структурный) анализ помогает определить удельный вес отдельных статей отчета. Например, баланса, в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с информацией предыдущего периода.
Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга: их можно использовать одномоментно при создании аналитических таблиц.
Сравнительный (или пространственный) анализ проводят на основе показателей похожих компаний. Это могут быть конкуренты или предприятия с аналогичными бизнес-схемами.
Факторный анализ изучает, как на показателях результатов отражаются отдельные причины.
Метод финансовых коэффициентов рассчитывает отношения данных отчетности, выявляет взаимосвязи показателей и интерпретирует их.
Принципы проведения анализа
Горизонтальный (план-фактный) анализ
План-фактному анализу подвергают все основные бюджеты. Если нужно глубже изучить причины отклонений, анализируют и отдельные операционные и функциональные бюджеты. Его используют и для компании в целом, и для отдельных направлений: метод помогает определить, что именно влияет на отклонения в плюс или минус.
Объект анализа — выбор каждого отдельного предприятия, исходя из поставленных начальством задач.
Важно, сравнивать бюджетные и фактические данные, предоставленные в едином формате: в противном случае сопоставление не будет верным.
Обнаруженные за период отклонения зачастую помогают оценить каждый центр финансовой ответственности или функциональной области, таких как снабжение, производство, финансы, кадры или что-то другое. И своевременно принять решение, чтобы отрегулировать ситуацию.
Менеджер, что руководствуется принципом управления по отклонениям, фиксируется только на значительных отклонениях от плана и не берет в расчет удовлетворительные показатели.
Приходится мириться со значительными отклонениями, что можно списать на ряд объективных причин — например, угасание спроса, банкротство компаний клиентов. Но в такой ситуации стоит экстренно пересмотреть бюджет продаж, связанные с ним бюджеты, и основной, так как исполнение неточного бюджета грозит серьезными проблемами в будущем.
Возможно, в этом случае окажется нецелесообразным следовать прежним производственным графикам, делать закупки нового оборудования: если нет заложенных в бюджете доходов.
Обнаруженные отклонения — первая ступень в оценке работы предприятия. Она помогает определить эффективные и неэффективные области всего процесса или его отдельных областей и функций.
Критерием для определения важности затрат будут конечные итоговые бюджетные показатели. Например, величина чистого денежного потока в бюджете движения денег.
На таблице 1 иллюстрация простого анализа отклонений бюджета, с двумя вариантами развития событий.
Таблица 1. Результаты контроля бюджета в рамках простого анализа отклонений | |||
Исходные показатели для анализа
|
План июня 2009 г.
|
Факт | |
Первый вариант | Второй вариант | ||
Объем продаж, т | 182 | 180 | 174 |
Средняя цена единицы продукции, грн. | 7162 | 7158 | 7146 |
Поступление денег от потребителей, грн. | 1 150 800 | 1 150 348 | 1 140 025 |
Средняя цена 1 т сырья, грн. | 5980 | 5981 | 5988 |
Постоянные накладные затраты, грн. | 33 589 | 33 589 | 36 589 |
Ставка прочих переменных затрат | 0,934 | 0,934 | 0,934 |
Показатели для принятия решения | |||
Выручка от реализации продукции, грн. | 1 303 484 | 1 288 440 | 1 243 404 |
Чистый денежный поток, грн. | 22 238 | 21 921 | 8271 |
Осознать необходимость корректировки бюджета следующего периода поможет расчет влияния отклонений фактических показателей от плановых на величину чистого денежного потока.
Продолжение следует.