Понятие «консалтинг» — ровесник понятию «рыночной экономики». Его смысл в привлечении консультантов для решения задач предприятия.
Среди главных областей консалтинга:
- управление предприятием (стратегическое, бюджетное, процессное, проектное);
- информационные технологии и IT-архитектура компании;
- юридическое структурирование;
- юридическая поддержка оперативной деятельности и др.
В России консалтинг получил распространение сравнительно недавно, в мировой же практике эффективность применения этого направления бизнес-деятельности давно считается неоспоримой. Появился даже специальный термин — «консультантовооруженность». Востребованность консалтинговых услуг на Западе на сегодняшний день колеблется на уровне чуть выше 10%.
Когда предприятию нужен консультант
Участники консалтинга — профессионалы в своей нише. Именно в их экспертности заинтересован тот, кто заказывает консалтинговые услуги. Профессионал снимает головную боль компании-заказчика, решает ее проблемы и отвечает за результат.
Деятельность консалтинговых агентств можно сравнить со строительной бригадой, к которой обращается тот, кто хочет сделать ремонт. Ведь не делать его самому: будет дольше, менее качественно и не всегда дешевле по итогам. Основная причина обращений в консалтинговое агентство — качество предоставляемых услуг.
Также у бизнеса есть запрос на высокую скорость выполнения задач. И именно приглашенные консультанты могут помочь выиграть время, что является единственным невосполнимым ресурсом.
Очевидно, что скорость работ консультанта, который регулярно оказывает какого-то рода услуги, и неопытного сотрудника, может разительно отличаться в пользу первого. А в ситуации, когда компания работает, к примеру, без необходимого контроля за финансами, грозит крупными убытками.
Дополнительным преимуществом услуги консалтинга может стать нематериальный актив (НМА) для компании. Созданная система управления будет иметь ценность в глазах будущих инвесторов: в зависимости от места в рейтингах у консалтингового агентства, выполнившего проект.
По этой причине предприятие может иметь в качестве бонусов выгодные условия кредитования, или инвестирования. По этой причине на рынке частенько появляется запрос на привлечение прославленной консалтинговой фирмы.
Следующая причина кроется в особенностях психологии человека: «Нет пророка в своем отечестве». Распространена ситуация, когда все нововведения от «своих» воспринимается критически. Разнос предложений без логического обоснования, а только из упомянутых выше предубеждений пагубно сказывается на атмосфере в коллективе.
Приглашенным консультантам в этой ситуации приходится выполнять роли так называемых «арбитров»: проводить образовательные и командообразующие активности, которые в том числе призваны уменьшить риски проекта.
Технологии консалтинга
Консалтинг — не однороден по составу, как и все направления бизнеса. Мы не будем рассматривать отраслевые различия, а раскроем особенности технологий предоставления консультационных услуг.
Услуги консалтинга включают определенное количество элементов творчества в зависимости от рода проекта. Это логично: ведь каждая компания уникальна, поэтому индивидуальный подход — это не обычная клиентоориентированность, а способ уменьшения рисков проекта.
По данному отличию и противопоставляются две разные по концепту технологии:
- «Консалтинг звезд»;
Индивидуальную услугу предоставляет именитый консультант. Время в этом случае не нормировано, результат услуги обсуждается лишь в общих чертах, но уточняется по мере выполнения проекта.
«Консалтинг звезд» распространен в проектах, что требуют креативного подхода: например, когда нужно составить стратегию развития предприятия. Нередко такой «консультант-звезда» со временем из эксперта по вопросам ведения бизнеса превращается, скорее, в личного советника директора или владельца предприятия.
- «Технологичный консалтинг»;
Прописан конкретный результат, есть детализированный список услуг, фиксированное время выполнения проекта.
Методологи против айтишников
Бизнес-менеджмент сегодня должен существовать в тесной связи с информационными технологиями. Компании, что стремятся к успеху, учатся использовать возможности IT для эффективного управления. Пренебрежение ими грозит обнулением всех стараний по созданию системы управления.
Бюджетирование в Excel в крупной компании может дискредитировать саму идею бюджетного управления.
Однако все равно существует два принципиально разных лагеря: управленческие консультанты (методологи) и IT-консультанты (программеры), которые, как правило, не желают играть на одном поле. Тенденция такого разделения может наблюдаться и внутри организации, и в деятельности консультантов извне.
Например, заказчик, поручая построить систему бюджетирования, вероятно получит, в корне полярные концепции решения: в первой будет пристальное внимание к порядку бюджетирования, финансовому устройству предприятия, процессу проведения финансового анализа, во второй предоставят анализ программных обеспечений для поддержки бюджетного управления, их главных характеристик и функций.
- В первом случае мы столкнемся с кипой документов, руководствуясь которой, предприятие должно добиться поставленных целей. Однако найдется немного людей, у которых получится хотя бы прочитать всю эту гору регламентов.
- Во втором случае нам предложат прогрессивное лицензированное ПО на крупную сумму, меры по совершенствованию IT-инфраструктуры организации, увеличению мощности серверов.
В идеале эти два подхода должны работать вместе и давать максимально эффективный результат, но на практике достичь этого максимально сложно.
«Методологи» обычно не желают замыкаться в рамках типовых функций ПО, не готовы менять бизнес-процессы, подстраиваться под машинные требования.
«Айтишники» стоят на том, что разработанные регламенты неприменимы на практике.
Можно, конечно, одномоментно обратиться сразу в две консалтинговые фирмы для решения задач одного проекта, разграничить компетенции и зоны ответственности, но и это не даст гарантий успеха.
Нужно помнить, что между полярными зонами компетенций этих двух подходов есть область, за обработку которой крайне нехотя берутся противники.
К ним можно отнести такие нужные этапы, как настройка модели согласно существующим регламентам, схемы информационных потоков, консолидация данных — составление технического задание и его исполнение и др. По этой причине не обойтись без юридической подготовки «тройственного» договора.
Альтернативный способ решения проблемы — найти консалтинговую фирму, что решает оба вопроса своими ресурсами: без сотрудников аутсорса. Их услуги могут быть дороже, чем общая плата за технарей и методологов, но это стоит того.
Размышляя, привлекать ли в проект консультантов, директорат, как правило, обращается к сравнительному анализу возможности внедрения проекта.
Величинами, к которым мы обратимся при сопоставлении, станут сроки и стоимость внедрения. По этим пунктам выигрывают специалисты, что уже работают в организации.
Однако нельзя игнорировать возможные риски:
- Программный продукт создают и корректируют штатные программисты в уникальном варианте специально для вашей компании. Появление незаменимых сотрудников имеет всем известные последствия.
- Сотрудники финансовой службы устанавливают и внедряют систему бюджетного управления. Пока они заняты новыми задачами, простаивают процессы, которыми они управляли ранее.
- Сотрудники канцелярии в команде с айтишниками внедряют автоматизированный документооборот и корпоративный архив. Есть риск, что что принципы работы этого архива не дадут финансистам использовать документы архива в финансовых бизнес-процессах автоматически. Например, утверждать заявки на оплату, использовать данные договоров для создания бюджетов.
Как выбрать консалтинговое агентство?
Выбирая консалтинговое агентство, нужно определиться с главным для вас параметром, по которому вы будете сравнивать конкурентов. Что для вас приоритетно: скорость работы, качество или цена?
Получить недорогую, быструю и качественную услугу можно только, если это что-то наподобие рожка с мороженым. Когда покупаете услугу консалтинга в области управления предприятием, к сожалению, одним из вышеупомянутых показателей в какой-то мере придется пожертвовать.
Крайне сложно сравнивать услуги разных агентств. Стоит ориентироваться на результаты, которые готовы гарантировать компании-исполнители, а не на список услуг. Это сравнение нужно сделать перед тем, как начнете выбирать фирму по цене.
Цену на услуги консалтинга формирует рынок: если у компании A по высокой цене покупают услуги множество предприятий, а у компании B c услугами в три раза дешевле, и послужной список пропорционально меньше, речь, скорее всего, идет о разнице в следующих пунктах:
- Время — вполне вероятно, что в B делают намного дольше, поэтому и список клиентов короче. Узнайте подробности у бывших клиентов этой фирмы.
- Производственные мощности — возможно, в компании B мало сотрудников. Смогут ли они с такой командой справиться с вашим проектом? Нужно выяснить, работали ли они с сопоставимыми компаниями и какие результаты показывали.
- Качество — перечень результатов, что гарантированно получает заказчик по итогам. Если обещания по показателям отличаются в несколько раз, то можно ожидать результат, сопоставимый с «Мercedes -Жигули». Сравните результаты, полученные заказчиками тех консалтинговых агентств, среди которых выбираете.
Взаимодействие с любым консалтинговым проектом — всегда рискованно для предприятия-заказчика. Но угроза от медленного развития или его отсутствия, пренебрежения совершенствованием системы управления в разы больше.